Григорий Дембовский – художник необычного склада характера. Он погружен в непрерывные творческие искания – найдя одно, непременно попробует себя в другом, а затем неожиданно обратится назад, чтобы возродить былое на совершенно новой основе. В его искусстве нет стремления удержаться за однажды найденную «манеру». Художник начинал свой путь в 1970-х гг. – времени, когда художественный мир бурлил новыми противоборствующими тенденциями. Григорий Дембовский вошел в этот мир выпускником Строгановки, став специалистом в области монументально-декоративного искусства и оформления интерьера. Впервые он заявил о себе на молодежных выставках 70-х. В его ранних работах не только явлен профессиональный взгляд монументалиста, но и романтический, лирико-медитативный настрой. Работы этого периода выполнены темперой, в суховатой, приглушенной гамме которой чувствуется отголоски средневековой фресковой живописи. Неслучайно художник в сюжетах своих работ обращается к церковной архитектуре. Даже в натюрмортах автор использует порой прием обратной перспективы («Натюрморт с перцами» 1974), прибегает к сплошным локальным заливкам, изымая игру светотени. В портретах той поры сильно сезанистское начало, которое вернется спустя годы в его более поздних работах.
В 1975 году Дембовский пишет совершенно необычное для тогдашнего своего творчества полотно «Бегущий». На картине мы видим обнаженную мужскую фигуру, энергично двигающуюся в сторону толпы. Фон композиции – огненное зарево. В этой работе отразился мотив творческого предчувствия. Здесь слились воедино тревожное ожидание перемен, как в собственной биографии, так и в судьбе страны и мира в целом. Это полотно можно считать пробным камнем экспрессионистского периода художника, берущего свое начало во второй половине 80-х гг. Но это будет впереди, а до этого Григорий Дембовский создает серию пейзажей, изображающих русские деревни в разные времена года. Они отмечены особым интересом автора к пространству. Это не только и ни сколько формальный момент – художник ищет идеологию русского бытия и находит ее в бесконечных и неизбывных просторах России. Его все больше привлекает зимний ландшафт. В теме зимы неожиданно проступают драматические нотки в противовес общепринятому избитому образу умиротворенной снежной идиллии. На этой волне создается полотно «Далеко от дома» (1980), посвященное впечатлениям от армейской службы. Четыре фигуры, окруженные снежным вихрем как иконное предстояние. Одиночество. Отчуждение. Невольно вспоминается «Белая гвардия» Булгакова. Образ зимы у Дембовского оказывается связан с размышлением о крушении старого миропорядка, старых иллюзий.
В середине 1980-х, у Григория Дембовского, как и других художников его поколения, в искусстве намечается своеобразное «затишье перед бурей». В это время он пишет ряд идиллических пейзажей в неоклассическом духе («Южная дорога. Лазаревское» 1984; «Дом в Лазаревском» 1984). Обращение к упорядоченности и архитектонике связано, прежде всего, с тем, что мастер параллельно со станковой живописью активно работает в области монументально-декоративного искусства, создает ряд мозаичных, фресковых произведений.
В самый разгар судьбоносных перемен в стране, на стыке 80-х и 90-х гг. Григорий Дембовский открывает в своем творчестве серию произведений, в которых происходит возвращение художника к экспрессионизму. 1989 год стал торжеством белого начала. Белое как символ чистоты, знак духовного потенциала, которое стараются уничтожить, испачкать противоположные силы. Они все больше становятся связаны с темным, животным началом, которое живет в самом человеке. Эти противоборствующие стихии воплощаются на полотнах Дембовского в образах ангела и зверя (триптих «Конфликт». 1989). Борьба света и тьмы, в конечном счете, являются мотивом самопреодоления, а победа первого над последним есть победа над самим собой. Однако, в переломном 1991 году в работах художника все отчетливей проступает тема насилия – мрачной разбушевавшейся энергии. В картине «Охота на волка» фигуры охотников почти равнозначны облику загнанных животных, а «пятна красные флажков» (как тут не вспомнить В.С. Высоцкого) ассоциируются с кровью. В это напряженное время образы художника становятся почти провидческими. Полотно «Закат» – фигура смерти с косой, занесенной над печальным безлюдным пейзажем – предчувствие лихого времени, получившего название «переходного периода». Пророческие нотки звучат и в работе «Год лошади. Полет белого коня, Кавказ», в которой фигура скачущего коня изображена на фоне горящих домов. Здесь Григорий Дембовский весьма близок к исканиям немецких неоэкспрессинистов – Георга Базелица, Йорга Иммендорфа, Райнера Феттинга и др., творчество которых было также реакцией на экономическую нестабильность и терроризм левацких группировок в своей стране. Эмоциональность образов Дембовского стала вызовом рассудочным тенденциям как в рядах салонного официоза, так и в стане концептуального андеграунда.
Но вскоре, после периода мрачных раздумий происходит отторжение брутальных и жестоких образов в пользу умиротворенных натюрмортов с цветами, где понятие «тихая жизнь» получило свое зримое воплощение. Художник отдает дань аналитическому искусству. Почти каждый букет подобен архитектурному мотиву, где за «несерьезностью» темы скрывается тонкий гармонический лад – соподчинение частей целому. Не зря серия цветов перекликается у автора с городскими пейзажами.
На примере работ Григория Дембовского мы еще раз убеждаемся в непредсказуемости творческой мысли как таковой - с ее неожиданными поворотами в пространстве художнической фантазии. В случае c Дембовским зритель может быть уверен в дальнейших открытиях, которыми щедро искусство мастера.
Владимир Прохоров, искусствовед,
старший научный сотрудник
Музея Современного искусства г.Москвы.