Анонсы События-Выставки Фотографии Публикации Литература Статьи Ссылки Гостевая книга
Русский English Deutsch Francias Italiano Espaniol

Галерея Dembowski

 

Григорий Дембовский "Жизнь без изображения, возможно ли....?." (часть 1) статья. 28/11/2013/

       Жизнь без изображения, возможно ли….. (часть 1)

      Изображение, изобразительное искусство, что это, кто это делает и, главное, нужно ли это современному человеку, и, если нужно, зачем….?

Вот ряд простых вопросов, которые до боли интересуют меня и, похоже, совершенно не интересуют никого…

 

     Изображение, изобразительное искусство, началось в первобытном обществе в пещерах, жило и развивалось параллельно с речью, занимая в этом обществе не главное, но весьма значительное и весомое место.

     Изображение возникло и существует исключительно потому, что не все в жизни человека можно объяснить словами ,не все чувства ощущения и страхи можно словами выразить, то есть именно то содержание произведений искусства, которое   нельзя выразить словами и есть главный смысл и предназначение изобразительного искусства. Все настоящие истинно ценные произведения изобразительного искусства, всегда ценны именно тем содержанием, которое нельзя объяснить однозначно словом, но которое действует напрямую на чувства и подсознание человека. Никакие рациональные причины не являются главными в создании произведений изобразительного искусства. Изображение иррационально в принципе, так как не имеет, в основе своей, ни одной материальной  причины своего существования.    Изображение не удовлетворяет и не удовлетворяло никогда никаких материальных потребностей человека, однако всегда являлось значительной частью жизни общества, его духовной жизни.

    Даже в совсем неразвитом и бедном обществе, всегда находилась возможность, так или иначе,  полностью или частично ,содержать человека или людей, которые создавали  изображения и, впоследствии, были названы художниками.  То есть , говоря современным языком, общество инвестировало свои средства и ресурсы, в создание  произведений изобразительного искусства, выделяя их на содержание и пропитание художников, скульпторов, резчиков, граверов и прочих мастеров, участвующих в процессе создания  этих произведений. Эти долгосрочные инвестиции оказались более, чем удачными, даже с точки зрения примитивного капиталистического сознания.  Ничто, никакие ценности не дали в долгосрочной перспективе, такого успешного выхода, и ,  с точки зрения современного человека, такого «БОЛЬШОГО ПРОЦЕНТА», как произведения изобразительного искусства.

     Да, с древних времен люди инвестировали в изобразительное искусство, в свою духовную жизнь, в бессмертие, по крайней мере на протяжении жизни цивилизации, иногда совсем не лишние и тяжело доставшиеся ресурсы.               

     Следует признать, что изобразительное искусство, практически всегда создавалось по заказу элиты, и далеко не всегда было востребовано всем обществом, но это не умаляет его роли в жизни человечества, а  в историческом плане выводит  на одну из первых ролей в оценке эпох,

формаций, концессий и стран.

     Изображение имеет две сущности:  авторское духовное начало и материальное воплощение. Изображение становится произведением искусства  только в том случае, если в результате появляется единая художественная сущность, дающей людям, помимо знаний о сюжете и прочих очевидных вещах, еще и не очевидные, но всегда возникающие при контакте с настоящим произведением искусства чувства и ощущения: божественного и прекрасного.

     Я принципиально не поднимаю в данном тексте вопрос об отношениях изображения и религии. Они возникли и существовали совместно, можно сказать нераздельно, долгие века. Эти отношения дали миру лучшие образцы произведений искусства, но, все же, это две различные части существования духовной жизни человечества, и, как выяснилось , они могут существовать раздельно, хотя я не уверен, что это им идет на пользу.

     В любом случае, как я уже говорил, в произведении искусства всегда присутствует, что то  непередаваемое  ни словом, ни ритуалом: скорее всего, это присутствие в произведении третьей силы и составляющей произведения:  божественного, или искры божьей.  

    Эта искра божья, появляется совсем не всегда, не везде, а  в некоторых случаях никогда.  Я не могу представить здесь никакой статистики, но думаю, что соотношение настоящего искусства и того, что не состоялось, колеблется от одного на сотни, до одного на тысячи. Отбор современниками всегда затруднителен, хотя, безусловно,  происходил и происходит, и очень часто не правильно. В историческом плане это  хорошо видно, и многие из нас думают, что они то уж разобрались бы сразу, и не стали бы оскорблять

несчастного  Ван-Гога невниманием, доводя его, тем самым, до самоубийства.

    Да, в историческом плане все более или менее ясно, особенно, ели это лет сто назад было.  А что сегодня?

    Сегодня во всем мире изобразительное искусство ,собственно благодаря именно его специфическим свойствам, стало неудобно, не нужно.

       «Его больше нет, живопись умерла»,- кричат с экранов и страниц изданий адепты так называемого «современного и актуального и любого другого, почуднее» , рука не поднимается написать «искусства».

   Почему так?  Причин много?  Многие из них кроятся в самой структуре изобразительного искусства, остальные в устройстве западной демократии и  принципах устройства свободного рынка товаров, являющегося единственной сущностью  современного «свободного мира».

   Сегодня  первое время в истории человечества, когда общество  готово отказаться от изобразительного искусства в принципе.

   Этого никогда не было и никто не знает, что же будет дальше. И , вообще, возможно ли это?

           Что же происходит?

-  В обществе происходят деформации, смещение центра тяжести с духовной на материальную сторону. Катастрофическое уменьшение доли духовного и прекрасного , и замена его материальным: низменным и безобразным.  

  Изображение тонет также, как и другие духовные сферы, в мутном потоке псевдо духовной мерзости, смывающем нравственные, моральные, эстетические и этические ориентиры и нормы,  но это еще не все, к сожалению.

- в 20 веке  капитал постепенно практически полностью отказался от долгосрочного инвестирования в изобразительное искусство, оценив шанс выбора современного талантливого художника, как низкий, а учитывая массовое появление суррогатных , то есть ненастоящих поддельных художников, так и вообще нереальный. Это привело к практически полному падению художественной школы Запада к концу 20 века.   Школа изобразительного  искусства исчезла, или, скорее, ушла в то состояние, когда учителя нынешних учителей уже учили тому, что сами умели делать не очень хорошо. Примеры успешных и дорого продаваемых авторов конца 20 века, говорят о том, что это скорее успешные шоумены, а не художники.        

   Опираясь на совершенно искаженные представления западного искусствоведения на искусство и художников: главным образом, как на продукт больной фантазии, полностью или частично, нездоровых людей, толпы необразованных бездельников и, собственно, действительно больных людей наполнили культурное пространство бессмысленными банальными, а по большей части, злобными, мерзкими и отвратительными поделками и действиями, под общим  названием «современное искусство».

   В этом есть свои закономерности: демократия, массовое общество, не может дать каждому по Рембрандту или Гогену, тем более, что они и не нужны этому каждому.   Массовое искусство, массовая, дешевая и с материальной и с духовной точки зрения продукция существует на законном  основании в обществе всеобщего потребления.  Её ненужно и невозможно запретить, этот рынок «современного массового искусства» существует на основании законов рынка, то есть спрос определяет предложение. Ну что же тут поделаешь, если имеется спрос на нравственную, моральную , эстетическую и этическую дешевку?

   Да, но настоящее искусство во все времена всегда заказывалось и потреблялось элитами…, они знали, они любили искусство, заказывали, содержали, кормили…. Сказки о голодном подзаборном художнике, в стиле западного искусствоведения, не выдерживают никакой критики; изобразительное искусство имеет серьезную материальную часть: краски холсты кисти, мольберты, глины, мраморы и прочие мастерские , материалы и инструменты ,  весьма дороги и под забором обычно не лежат.

  Спроси в 17-19 веке на улице Парижа Лондона любого встречного пешехода, знает ли он, любит ли он искусство авторов живописи, скульптуры, графики ныне широко известных и гениальных , чьи произведения сейчас во всех музеях мира, скорее всего ответит: «не знал, не знаю и знать не хочу», намного важнее почем сейчас уголь, или рыба на рынке.

    Сейчас, тоже самое?

  То же самое, но не совсем.

   В демократическом капиталистическом обществе элита   имеется, но её качество другое. 

   Деньги есть, денег много;  есть рынок изобразительного искусства, в горизонте 100 и более лет тому назад, в лучшем случае 50 лет назад, товара мало, цены растут, все довольны.

  А как же  современное изобразительное искусство?  

 Никак…,

   В США и Европе, благодаря демократичности и наличию среднего класса, изображение еще существует опираясь на небольшой спрос в среднем и нижнем сегментах рынка, но в целом это рынок любителей и с той и другой стороны.   Культура  создания, оценки и приобретения произведений  искусства, утеряна .

     Законы рынка? Или злая воля хитрых и алчных торговцев?

   К концу 20 века в западном обществе право  голоса и демонстрации мод и направлений получили специалисты, организаторы рынков: «специальные обученные люди».

   Неважно, как они называются «галеристы», «эксперты», «кураторы» или еще . как «по научному». Эти хозяева рынка современного искусства в 20 веке потерпели ряд тактических неудач.  Ставки на попытки направить рынки на сюрреализм, абстракционизм и другие «измы», оказались битыми…

  И все  из за  неразберихи в стилях, направлениях в искусстве, из за отсутствия ясных ориентиров и критериев в оценке произведений искусства, и опоры на ложные выводы  и доктрины искусствоведения.

   Тема эта весьма интересна и обширна, и раз зайдя в нее, мы рискуем уже не выплыть, на поверхность и не ответить на наш вечный русский вопрос: кто же,  виноват в существующем в изобразительном искусстве безобразии и , главное, что делать?

    Хозяева рынка сделали следующее: они придумали схему, максимально исключающую непредсказуемость авторов и обеспечили  предложение всегда имеющимся в нужном количестве  товаром, на устойчивый спрос на искусство со стороны «весьма образованной в денежном отношении элиты.»

    Воспользовавшись сложившейся ситуацией в искусстве, где совершенно ложные представления искусствоведения типа:   -- « исключительность личности художника, но  не в способности создавать шедевры,  а наоборот: в наличии дурных и очень дурных привычек, психической неуравновешенности или , вообще сумасшествия, нетрадиционной ориентации или еще каких ни будь  более мерзких исключений из общих правил, обязательных , с их точки зрения, для творцов…;»

--«о самом искусстве, которое должно, с их точки зрения, постоянно создавать новые формы, использовать новые материалы, и, вообще, быть постоянно новым, непохожим, на то, что уже видели и так далее….»,- с одной стороны , наложились на  полную растерянность знатоков, и  непонимание и невежество покупателей, шарахающихся от одной коммерческой глупости, до другой, вроде: «она , обязательно голая, лезет в краску, а потом по холсту катается, или он, руки связаны, а все хвостом рисует, а он большой и стоит, представьте…», - и умные, даже очень умные люди, решили весь этот балаган взять под контроль, привести к общему знаменателю, и получить, на выходе новый товар: «современное искусство».

    Этот новый товар: «современное искусство»,  создает во всем мире четко организованная, построенная по вертикальному принципу, прекрасно спроектированная и отлаженная машина. Эта машина четко и конкретно запрограммирована своими хозяевами и работает, как швейцарские часы.

   Галереи, кураторы, ярмарки, по всему миру; белые, негры, индусы, китайцы делают, а получается все одно то же: «современное искусство», супер товар!

   Эта машина производит деньги, для своих хозяев, многочисленных участников процесса и покупателей «современного искусства», тоже,… пока…!.

   Если честно, деньги она поедает, а производит «экскримент», не годный даже для удобрения, но до поры, до времени это «........» становится эквивалентно большим и очень большим деньгам, как бы «акцией» огромного предприятия под названием «современное искусство».

    Было такое произведение «современного искусства», - пищеварительный процесс воспроизводило, «большое  прозрачное пластмассовое; с одной стороны загружают хорошие продукты, это все на глазах публики переваривается, а с другой стороны выходит, не за что не догадаетесь, «настоящее ……..». Упаковывается в пакеты и …. люди, «знатоки искусства», это покупают, а главное, оно дорожает, растет…, как очень даже хорошая «акция-облигация».

   Это «произведение искусства» говорит о «современном искусстве»

его языком, по сути честно и прямо: «загружай деньги-получай г…но..»,-

никто не скрывает собственно ничего, весь процесс и результат налицо, но люди глазам своим не верят…!   А верят люди суммам на ценниках: не может «……..» или там , вообше пустое место, воздух, с дурным запахом, или еще какое «новейшее инновационное», опять же таки «г…но», так дорого стоить;

сотни тысяч, миллионы…!   Недостатки красоты «продукта» восполняют километры бессмысленных текстов, о качестве этого «продукта» и , главное ценник..! «Все купили и я куплю, дорожает оно»

  Что ж? Не видит что ли никто, что «король голый…»? Видят наверное, но некоторые, как зрители спектакля «короля и герцога» из «Приключений Гекль Бери Фина», сами попавшись, не желают признать себя дураками, и советуют другим тоже посмотреть, тоже купить. Кого то деньгами давят, деньги нынче главный авторитет.

   А народ, он вообще, обо всем этом не знает.

  В чем тут проблема? Все довольны, счастливы….

  Нет…. , есть проблемы , и большие:

  - это «современное искусство»  самая обычная, хоть и очень большая пирамида, а пирамида и её «акции» растут только пока привлекают все новых и новых участников, прекратят деньги давать за «……….», все рухнет моментально и утонет, как камень в болоте,

 - огромный моральный ущерб обществу наносит эта пирамида, по сути абсурд возводится в принцип жизни и молодое поколение уже сильно на это ориентируется.  Глупо думать, что, чтобы хорошо жить, надо  голым на цепи на людей гавкать, или мошенку гвоздем прибить к Красной площади…..

- и , главное, эта пирамида, для чистоты процесса, расчищает поле, культурное пространство, чтобы ни ни, чтобы стройными рядами и все вперед к победе ПИРАМИДЫ над миром, над здравым смыслом. Сущие большевики, не терпят никакого другого искусства, все загнали под пол. Деньги есть пока…, резвятся.. Большинство министерств культуры Европы уже эти идеи проповедует, плевать на национальные искусства, живем в 21 веке, и живем один раз… , успеем хлебнуть богатства…

 Рынок «современного искусства» есть,  миллиарды долларов на этом рынке есть, а  искусства на этом рынке нет! Вообще нет…! 

Не представлено.

    Изобразительное искусство и вообще искусство не создается по законам рынка, то есть «спрос-предложение».  Настоящее великое искусство создается и возникает с появлением в произведении искры божьей, а ей, этой искре, совершенно безразлично благосостояние торговцев искусством, она появляется как раз там, где они не ждали, и тогда, когда они не заказывали.  В результате в среде  торговцев и хозяев рынка, а потом у «кураторов» появилась сильная и устойчивая ненависть ко всей этой неустойчивой выдающейся дребедени и принято было решение , всю эту изобразительную мерзость не замечать, презирать, уж ни в коем случае не выставлять, не показывать, о ней не писать и делать вид, что настоящего выдающегося , весьма ценного изобразительного искусства не существует вообще. Все это умерло, забыто.  А когда все  художники мелкие, средние и великие помрут, от обид и безденежья, то можно все скупить по дешевке и опять наварить, лет через 100 или 50. Капитал вечен, в отличие от художников.

  Хороший план для торговцев, но плохой для искусства  общества, страны и человечества в целом.

  Исчезнет преемственность, исчезнет профессия, исчезнет изобразительное искусство.  Повторюсь- никто никогда не пробовал жить без изобразительного искусства, чем это чревато? Я думаю возможна цепная реакция, ликвидация нравственности, любой духовности и жизни вообще…

       Пирамида рынка современного искусства,  потому пирамида, что не продает искусство, а продает суррогат, созданный,  специально обученными людьми, по  четкому заданию кураторов. То есть по законам рынка товаров, а не по законам искусства. Суррогат создается не в подвалах Одессы, а по всему миру, отбирается на мировых художественных ярмарках,

но по существу не имеет никакой цены, хуже чем пустота, мусор.

   Это подделка не конкретных произведений искусства, а подделка искусства вообще. Удачная афёра, которая, из за своих масштабов наносит огромный и непоправимый урон  нравственности, справедливости, да и, вообще, вере в разумность человечества.

  Король гол ,господа!!

  И сколько должно погибнуть детей, чтобы вы это поняли?

  Алчность вообще грех, а деятельность, ставящая своей целью уничтожение части духовности человечества, огромный грех.

   А что же это за изобразительное искусство, загнанное в подполье, существует ли оно? Изобразительное искусство это искусство изображать разное и по разному, от пещерных рисунков , через всю разнообразную историю искусства, к Андрею Рублеву, к передвижникам, импрессионистам,

Василию Кандинскому и Каземиру Малевичу, который как раз и поставил, жирную точку в поисках новых форм в искусстве.  Просто изобразил ничем не выдающийся, тупой черный квадрат. Это тоже изображение, простое с простым содержанием: «вот квадрат, я написал, смотрите ,думайте». (Продолжение в следующем файле.)

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Русский Топ
Анонсы События-Выставки Фотографии Публикации Литература Статьи Ссылки Гостевая книга